Как сделать кожаные ножны для ножа.

NASA

Слідопит
Кожаные ножны для ножа


1. По контуру ножа обрисовываем силуэт будущих ножен, так как мы их себе представляем. Я всегда рисую проект ножа на компьютере, так проще.



2. Определяемся как будут выглядеть ножны в деталях, мне удобнее дорисовывать компьютерный проект карандашом «от руки».

3. Подбираем материалы, наиболее соответствующие рукояти ножа по цвету и фактуре. Тут безграничный простор для фантазии, но ограниченный только материальными возможностями. На замену редкого и дорогого крокодила берем коленку страуса, она также обладает хорошей фактурой и рисунком. Кроме экзотики, беру чепрак 2мм и кожу для основного покрытия, в данном случае толстая черная хромовая кожа.



4. Так как лист чепрака из новой партии, определяю в каком направлении максимальная усадка при сушке и относительную величину этой усадки. Для этого вырезаю тонкие полоски чепрака с краев, по длинной и короткой стороне листа. Разрезаю каждую полоску ровно пополам. Один кусочек оставляю сухим для контроля, а вторую часть замачиваю.



Сравниваем длину и определяем, что усадка порядка 6% идет вдоль длинной стороны листа.



Значит, ножны выкраиваем поперек листа. Нам не нужна усадка в продольном направлении, а поперек ножен вполне сгодится. Кроим куски кожи с запасом 1-1.5см на ошибки.



5. Далее готовим нож для обертывания. Вырезаем картонные накладки на клинок, чтобы в ножнах было свободное пространство и клинок как можно реже касался стенок ножен. Так как у ножа есть небольшой упор, то вырезаем кожаную накладку чтобы сравнять впадину для рукояти.



Оборачиваем нож пищевой пленкой, устанавливаем все накладки, затем снова заматываем нож пленкой.



6. Замачиваем кожу в теплой воде с фейри. Минут 5-10. Затем хорошо промываем в проточной воде.



7. Для придания чепраку жесткости, я вымачиваю его в воде с ПВА. Концентрация на глаз, ну примерно четверть бутылочки на мою фото ванночку.



10-15 минут должно хватить. После вымачивания, слегка промакиваю кожу салфеткой.



8. Затем накладываем кожу на нож, распределяем ровно и равномерно. По краям должен быть примерно одинаковый запас. Прижимаем стык плоскими канцелярскими зажимами типа Lion. Следим, чтобы линия стыка кусков проходило ровно и прямо, без зигзагов, вдоль продольной плоскости симметрии ножа.



9. Используем экспроприированный у детей стек для лепки пластилина для очерчивания контура и линий ножа и формовки кожи.



Вырисовываем больстер



Выглаживаем поверхность кожи тем же стеком.



Операцию повторять несколько раз по мере сушки кожи. Оставляем сушиться в том же виде на ночь поближе к батарее отопления.



10. Утром получаем две жесткие половинки, точно повторяющие форму ножа. Если жесткости не достаточно, можно еще раз пропитать кожу ПВА с водой (кисточкой).



11. Обрабатываем торцы устья ножен по размеру (отрезаем лишнее) и подписываем половинки «верхняя» и «нижняя», чтобы не запутаться в дальнейшем.



12. Затем накладываем бумажку на верхнюю половинку и продавливаем ее по линиям, обрисовываем контуры для аппликации кожей.



Линии на бумажке дополнительно выравниваем по линейке, приводя в близкое соответствие с изначально желаемой формой. Помним, что слепок реальной формы будет отличаться от нашего проекта за счет округлости формы (более широкий).



13. Размечаем трафарет, вырезаем на нем окошки и накладываем трафарет на декоративную кожу, чтобы правильно попасть в рисунок. Вырезаем декоративную вставку.



Получаем два кусочка для аппликации.



14. Перед наклеиванием, кожу надо максимально отшерфовать, во-первых, избавится от рыхлой мездры, которая будет мешать склеиванию, а во-вторых, утончит и так перегруженную по толщине лицевую часть ножен. Я делаю это бор-машинкой, очень быстро и удобно, но надо включаться пылесос одновременно, т.к. мелкого пуха получается ну очень много. Снимаем чуть больше по краям, почти до толщины бумаги. Центральная часть страусиной коленки имеет как бы жесткие роговые пластинки, их не трогаем, снимаем только рыхлую мездру.



15. Окончательная проверка перед наклеиванием.



Полезный совет. Если декоративная кожа тонкая, например змея, то можно подложить еще кожаную подкладку, чтобы декоративная кожа была как бы выпуклая. В моем случае этого не требуется, т.к. у страуса сравнительно жесткие роговые чешуйки и такой фокус не пройдет.



Для экономии ценной кожи, я оставил свободную полоску между двумя видимыми кусками декоративной вставки. Она будет позднее закрыта внешней кожей. Но для выравнивания толщины, туда можно вклеить что то мало ценное.

16. Вырезаем две половинки из покрывной кожи, которая будет являться внешней поверхностью наших ножен. В моем случае, я брал хромовую черную кожу толщиной около 1мм с приятной фактурой. Но тут у кого что есть, главное чтобы кожа не была очень толстой. Можно и чепрак взять, снять лишнюю толщину на ЛШМ или отшерфовать.



17. Заднюю половинку просто наклеиваем, продавливая покрывную кожу по линиям и сгибам тем же стеком. Избегаем морщинок. Тщательно разглаживаем.



18. С лицевой стороной мороки больше. Требуется вырезать окошки под декоративную вставку. Накладываем трафарет, который учитывает кривизну ножен (разворачивает ее в плоскость), фиксируем его липкой лентой,



Берем полукруглую или V-образную стамеску и выстукиваем окошки. Торцы кожи полезно прокрасить черной краской (в цвет кожи).



Получившуюся кожаную рамку накладываем на верхнюю половинку ножен для проверки. Отмечаем нужное положение и ставим малозаметные метки, чтобы потом наклеить кожаную рамку.



19. Глядя на метки, обдираем глянцевую часть декоративной вставки, чтобы внешняя рамка лучше приклеивалось. . Тут главное не зацепить видимую часть декоративной вставки, но и прочность склеивания тоже важна... Торопиться не надо. Декоративная кожа должна точно соответствовать продавленным линям и складкам чепрака. Если что то выступает – отрезаем.



20. Аккуратно все склеиваем. Получаем две половинки ножен с припусками на обработку. Лишнюю часть хромовой кожи отрезаем по форме чепрака.




21. Теперь вырезаем центральную рамку из чепрака 2мм, чтобы клинок не разрезал нитки. Обрисовываем силуэт ножа, и вырезаем центральную рамку по контуру:



Примеряем рамку на ножны. На какую половинку сначала ее приклеить (нижнюю или верхнюю) значения не имеет, но рекомендую приклеивать рамку мездрой наружу, в этом случае, проще будет потом отшлифовать толщину рамки без потери прочности гладкого слоя. Отмечаем положение рамки на половинке ножен карандашом.



22. Теперь надо отшлифовать и выровнять плоскости половинок ножен, и сделать тоньше центральную вставку. Я использую ЛШМ, но гриндер, думаю тоже подойдет. :cool:



Сужаем центральную вставку ближе к острию. Шлифуем только со стороны мездры.



23. Приклеиваем центральну рамку мездрой наружу. Не забываем перед склейкой слегка ободрать шкуркой гладкую часть рамки для лучшей адгезии.



24. Далее, сложив все три детали вместе и зафиксировав зажимами, отшлифовываем торцы устья на ЛШМ. Отмечаем штрихами по краям положение деталей относительно друг-друга.



25. После обтачивания торцов устья, снимаем бор-машинкой лишнюю кожу возле устья изнутри. Это в зависимости от формы рукояти ножа, в моем случае у ножа развитая талия, и устье ножен плотно обхватывает талию, затрудняя вытаскивание более широкой центральной части рукояти. Необходимо правильно подобрать величину съема материала. Частые примерки вам помогут. Тут главное не спешить!



В результате, совмещая оба процесса (толщину центральной вставки на ЛШМ и бор-машинкой устье) подгоняем толщину центральной вставки и форму устья так, чтобы вложенный нож слегка (но не сильно!) болтался бы в ножнах. Т.е. оставляем запас под обклейку внутренней поверхности ножен тонкой мягкой кожей. Для примерки нужно вложить ее кусочки. Если обклеивать изнутри не планируется - сразу подбираем толщину и усилие вкладывания ножа по своему вкусу. Я делаю так, чтобы нож не выпадал из перевернутых ножен при умеренно сильном встряхивании рукой и вынимался бы и вставлялся с приятным легким усилием (эротическая тема тут почему то сразу вспоминается). :cool:

Результат на снимке:



26. Теперь займемся креплением подвеса на заднюю половинку ножен. В моем случае, это будет свободный подвес на кольцо (или полукольцо). Для прочности, я обтачиваю полоску чепрака до толщины 1мм, затем обклеиваю хромовой кожей, чтобы разница фактуры на бросалась в глаза. Обтачиваем края по форме, красим торцы, заплавляем карнаубой (см. описание процесса чуть ниже). Сверлим отверстия.



Изнутри ножен протачиваем канавки под нитки шва.



Снаружи срезаем или стачиваем глянцевую часть кожи по месту установки подвеса для лучшего склеивания



Прошиваем, нитки изнутри на всякий случая я фиксирую ЦА. Следим, чтобы ничего не торчало над внутренней поверхностью кожи.



Имеем снаружи готовое крепление подвеса.



27. Прошиваем верхнюю половинку вдоль устья по вышеуказанной технологии.



28. Фиксируем украшение, если оно у вас будет. Я пришиваю его нитками.



29. Затем обклеиваю внутреннюю поверхность ножен тонкой кожей (0.5мм), в моем случае замшевой частью наружу. Вдоль клинка не обклеиваю, чтобы хромовая кожа не касалась клина.



30. Примеряем на нож, чтобы все было ровно и нож сидел в ножнах с нужным усилием.



Если требуется, подгоняем толщину центральной вставки опять на ЛШМ.



31. Промазываю половинки изнутри вдоль клинка обувным воском, нагреваю феном для лучшего впитывания воска. Это предохранит клин от дальнейшего общения с влажной кожей, если ножнам выпадет такая судьба. Как показала практика, даже клин из ржавучей углеродки чувствует себя нормально в таком восковом гнездышке уже более года.



32. Наконец то склеиваем обе половинки. Тут важна прочность, поэтому соблюдаем технологию нанесения клея. Хорошо обстукиваем по периметру. Сушим.



33. После высыхания, обрисовываем по трафарету внешний контур ножен по торцам. Срезаем лишнюю кожу с торцов острым ножом. Обтачивам торцы на ЛШМ.



Далее приступаем к нудной процедуре полировки торцов ножен. Есть много способов, например специальная жидкая кожа для торцов, но у меня ничего этого нет, я использую краску, ЦА и карнаубский воск. Красим несколько раз торец кожи краской, пропитываем ЦА. Сушим. Затем шлифуем торец на ЛШМ. Процедуру повторяем несколько раз, постепенно уменьшая зернистость шкурок на ленте ЛШМ до тех пор, пока результат вас устроит. Я остановился на 320 шкурке, правда уже сильно попользованной, немного лысой.



Важно! После последней шлифовки ЦА не применяем, чтобы торец не трескался от сгибания. Очень полезно дополировать торцы на войлочном круге 120мм, насадке на дрель, но у меня такой был весь загажен пастой ГОИ, а магазины еще/уже не работали. Пришлось пропустить эту полезную процедуру.

34. Окончательно доводим торцы ножен войлочным кружкой с карнаубой. Пропитываем и полируем,особенно края.



Получается вполне достойно. В жизни гораздо лучше, чем на макро фотографии.



35. Теперь приступаем к разметке шва. Тут главное не спешить и делать все очень ровно. Важно разметить отверстия так, чтобы они совпадали сверху и снизу, ну ли как можно ближе к идеалу.



Я использую сверло 1мм. Главное не спешить, тут важна аккуратность и внимание. Начинаю всегда сверлить каждое отверстие с лицевой стороны, потом досверливаю его навстречу с обратной стороны, стараясь попасть отверстиями друг в друга. В 90% случаев это мне удается (все таки праздники - тяжелое испытание для рук :cool:, но бывает, что сверло слегка промахивается, тут главное, чтобы не насверлить насквозь лишние дырки. Ничего, что иногда отверстие получается чуть-чуть наискосок (не перпендикулярно плоскости ножен) из-за небольшого гуляния шага или положения разметки с лицевой и нижней стороны ножен. Главное, чтобы шаг был одинаковый и все отверстия строго по линии.



После сверления отверстий, я обстукиваю каждое отверстие коническим носиком отработавшей свое авторучки, чтобы ничего лишнего не торчало наружу и шов был более ровный. Можно использовать мега-супер патентованный на форуме двузубый девайс из пропиленной отвертки, но мне все как то лень такой себе сделать. Красивый шов -бОльшая, если не главная(!), часть внешнего вида ножен.

36. Не забываем просверлить дренажное и компрессионное отверстие. Важно попасть между будущими нитками шва, чтобы они не перекрывали это отверстие даже частично.



37. Приступаем к прошивке ножен нитками. Сначала, я смазываю их обувным воском (классически надо пчелиным воском, но я не пробовал). Заодно, получается хорошая смазка для ниток, и главное, отверстия пропитываются этим кремом-воском изнутри, становясь невосприимчивыми к влаге.



Далее шью обычным швом иголками навстречу. Маленькие плоскогубцы очень помогают протаскивать нить через отверстия.



38. После завязывания нити, очень удобно оплавить концы жалом электровыжигателя. Думаю паяльник тоже подойдет.



39. Получившееся ножны пропитываем кремами, восками и глянцевыми полиролями для кожи. У кого что есть. Тут дело вкуса. Главное защитить кожу от воды. Помним, что некоторые воски сильно темнят кожу (в моем случае страус может потемнеть), что меня совсем не устраивает. Я взял бесцветный крем и глянец, последовательно. Старательно вычищаем зубочисткой и ватной палочкой остатки крема, забившегося во все щели. Располировываем тряпочкой до эффекта сияния котовых яиц.



40. Если еще остались силы и желание, то в заключение делаем подвес в стиль ножнам. По той же технологии. Тонкий чепрак 1мм, я обклеиваю страусом, затем рамка из хромовой кожи. Все кусочки кожи тщательно отшерфованы бор-машинкой.



Торцы кожи полируются краской, ЛШМ и карнаубой. Остро заточенной трубочкой пробиваются отверстия под резьбовую заклепку, опять кремы, полировка и, наконец, подвес устанавливается на колечко.



Неужели это ВСЕ?! :cool:

Осталось только сфотографировать качественно и отметить это радостное событие.



PS. Изготовление ножен заняло три дня с перекурами и просушками.
 

slexpert2001

Новачок
Очень красивые ножны получились,отдельноє спасибо за "эфФект сияния котовых яиц"
 
Зверху